Стиль дизайна.
- Древний Египет
- Античность
- Византия
- Средневековье – Романский, Готический, Возрождение (Ренессанс);
- Барокко (конец XVI - первая половина XVIII вв.);
- Рококо (1-я половина XVIII в.);
- Классицизм (XVII - начало XIX вв.);
- Ампир (вторая половина XVIII - начало XIX вв.);
- Эклектика - историзм(«неостили»), начало XIX в;
- Модерн (кон. XIX - нач. ХХ вв.);
Египетский стиль знаем исключительно благодаря развитому заупокойному культу древних египтян. Они, наивные, верили, что если тело усопшего мумифицировать, наделить посмертно всем нажитым и поместить его в "пирамиду", то дух тела Ка, вернувшись из страны мертвых, навестить потомков узнает "себя" и войдет в свое тело. Поэтому дошедшие до нас памятники - это храмы, дворцы и гробницы, т.е. монументальные сооружения, призванные олицетворять собой Вечность. Хотя стиль просуществовал на протяжении 4000 лет, традиции декорирования практически не изменялись.
Стены, пилоны, колонны - как правило, испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной "египетской" позе - голова и нижняя часть тела - в профиль, а туловище и руки - в фас. В постройках встречается 3 типа колонн - лотосовидная (капитель в виде цветка или бутона лотоса), папирусовидная (капитель в виде связки папируса) и гаторическая (капитель с изображением головы богини Гатор - женщины с головой собаки).
Исключение составляет Амарнский период - период правления Аменхотепа IV (1368-1351 гг. До н.э.). Запрет многочисленных старых культов и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств "в сторону человека". Погребальные сцены сменили изображения бассейнов с плавающими рыбками, порхающих бабочек, трогательно-чувственных сцен из жизни. Скульптура тоже приобрела новые неканонические формы (вспомните бюст его жены Нефертити).Цвета: красный, коричневый, желтый.
Античное искусство.
Древняя Греция и Рим.Античный» стиль в переводе с латинского «antiquitas» обозначает древность, старина. Античному стилю характерны триумфальные арки, цилиндрические своды, колонны, скульптуры богов, богинь, просто знатных людей, роспись стен. Основным открытием в «Античном» стиле было совмещение греческого ордера с итальянской аркой и цилиндрическим сводом. Таким образом, именно Античный стиль, открыл арочно-ордерную ячейку и форму купола. Примером такой арки служит триумфальная арка, а так же Акрополь в Афинах, Колизей. Были построены первые многоместные стадионы и места общественного отдыха, созданы планировки таких городов, как Александрия, Милета, Эфеса, Приены.
Интерьеры Античного стиля выделяются строгостью архитектурных ордеров, элементами декора, а также, цветовой гаммой, а именно: синий, зеленый, оттенки красного (терракотовый), оттенки золотого, звонкий желтый, цвет слоновой кости, черный. Для стен предпочтителен цвет слоновой кости, все оттенки желтого и золотистого цвета. Использовали различные породы деревьев, мрамор и бронза.
«Античный» стиль характеризуется широким использованием «фреска», от итальянского "a fresco", что в переводе означает «письмо по сырому», по свежему известковому грунту красками (пигментами), разведенными водой или краской. Фреской писали в Древней Греции, Риме, Византии, на Руси (Андрей Рублев, Дионисий), в Италии (Рафаэль, Микеланджело). Так же одним из приемов украшения помещения, корни которого заложены ещё в античной Греции и Риме, была настенная живопись, фриз под лепнину и облицовка. Полы были из мозаик и покрывались коврами. Потолок расписывали рельефным изображением, тапаграми и большими вазами с рисунками.
В орнаменте Античного стиля присутствуют, как фигурные и растительные, так и геометрические и архитектурные элементы - такие как акант, лотос, ряд листьев, пальметта, спираль, волнистые линии.
Если Вы решили оформить интерьер квартиры или дома в «Античном» стиле, в первую очередь нужно убедиться, что главное помещение получается в виде прямоугольника, а остальные комнаты расположены по периметру. На пьедестал посередине комнаты можно поставить портик с рядом колонн. Для этого можно воспользоваться ротондой из натурального мрамора с изломами и трещинами.
Стены при дизайне интерьера можно украсить нишами и фрески, и тем самым, во-первых, обыграть дизайн помещения в изысканном, утонченном «Античном» стиле, согласно единому художественному замыслу, во-вторых, зрительно расширить границы помещения. В наше время можно воспользоваться полиуретаном или вспененным винилом. В то же время, следует учесть, что стены, не должны доминировать.
Византия.
В жилых интерьерах были продолжены традиции обустройства и убранства, использовавшиеся в Древнем Риме. Большое распространение имели полихромные мраморные облицовки, мозаики, цветные изразцы, деревянные панели и декоративные ткани. Новым стало включение в убранство христианских мотивов и символики. Популярными были всевозможные занавеси, которые укреплялись на перекладинах в дверных проемах. Излюбленными предметами роскоши были ковры, шелковые узорные ткани местного производства, из которых делали скатерти, покрывала, обивку подушек для диванов, скамей, кресел.
СРЕДНЕКОВЬЕ.
Романский стиль
(X – XII вв., в некоторых странах начало XIII в)
Название стиля происходит от латинского имени Рима (Roma), поскольку стиль возникает в областях, в прошлом входящих в состав Римской Империи. Основным признаком стиля является обороноспособность, для которой характерны тяжелые закрытые массивные формы, статичность. Жилые башни были трех-, четырехэтажными – «донжоны». Маленькие узкие окна располагались на верхних этажах. Интерьеры наполнялись достаточно простыми и функциональными предметами. Декоративные эффекты привносились за счет витражей и мозаик пола парадных помещений. К декоративным элементам относятся кованые накладки, ряды гвоздей из кованого железа, цветные расписные орнаменты без соблюдения классических пропорций. Использую многочисленные растительные мотивы: стилизованные листья, гроздья, мотивы с фигурами людей и животных, мистических животных, геометрические элементы в виде зигзагообразных линий и плетений.
Готический стиль
(XII – XV вв.)
Готический стиль характеризуется удлиненными пропорциями, просторными, чрезмерно вытянутыми вверх помещениями, пышным цветом расцвело "каменное кружево" тонкостенных построек. Готика - время рождения цветных витражей в виде стрельчатых арок. Данная конструктивная система позволила достигнуть небывалой высоты сводов благодаря большим окнам, отличной освещенности
Возрождение (Ренессанс)
(XIV – XVI вв.)
Величайшим мастером этой эпохи был Микеланджело Буонаротти, являвшийся в большей степени скульптором, нежели архитектором. С этой точки зрения он создавал архитектуру как некий выигрышный фон для своих скульптур. В частности, он сдваивает колонны и пилястры, меняет их ритм.
В интерьерах отдается предпочтение второму этажу, к которому вела торжественная и красивая лестница. Основные комнаты – приемная, гостиная – в духе античности. Чаще всего интерьеры - «каменные»: мраморные блоки или плиты, стены и пол из камня, только потолок кессонированный деревянный, в некоторых комнатах - деревянные стеновые панели.
Декоративным символом эпохи Возрождения становится морская раковина – гребешок, широкая полукруглая, веерообразная. Орнаменты, украшавшие предметы искусства и быта, изобиловали стилизованными листьями аканта, купидонами, мотивами канделябра, кентаврами, грифонами, гротесками и арабесками.
Барокко
(конец XVI, XVII – XVIII вв.)
Термин «барокко» происходит из португальского языка и означает жемчужину неправильной формы.
Барокко – это дворцовый стиль, для которого характерны пышность и роскошь декора. В этом стиле нет места обыденности, все должно быть необычным и торжественным.
Основные черты стиля: симметрия в стиле, сложные силуэты, величие, пространственный размах. Очень много лепнины. Сложные поверхности плоскостей, обильно декорированные колонны, изощренная отделка многоуровневых потолков.
Здания, построенные во времена барокко, похожи на торты, Они украшены витыми колоннами, лепниной и пилястрами. Особую популярность приобрел Х-образный вид дворца: с двух сторон от центрального строения располагались боковые выступы, ризалиты. Мансарды, украшавшие кровли зданий делают помещение более функциональным. Позади дворцов обычно располагается парк, неотъемлемым атрибутом которого являются фонтаны. А площадь перед дворцом – это почетный двор. В период барокко появляется мода на каменные мосты, украшенные большими вазами для цветов и статуями.
Внутренний интерьер помещений не менее торжественен и роскошен чем внешний. Вестибюль украшает лестница из мрамора, над которой располагается плафон потолка, раскрашенный яркими красками. Парадные залы располагаются на втором этаже, а между комнатами расположены узкие галереи со скульптурами, картинами, изысканными вазами. Окна галереи, как правило, выходят в парк. Стены, потолки, зеркала расписываются изображениями ангелов, ветвей деревьев, фруктовых плодов, животных и птиц. Торжественность помещений усиливается наличием ковров, богатых люстр, позолоченной лепнины.
Особую роль играют ткани. Элементы из материи должны поражать своим великолепием и роскошью. При помощи парчи оформляются мебель и стены. Плотными шторами с рисунком украшаются будуары. Особое место занимают атласные ткани с восточными пейзажами, красочными цветами и птицами. Но наиболее характерным материалом для стиля барокко является бархат.
Цветовая гамма: белое с золотом, синее с золотом, зеленый.
Определенное освещение позволяло придать помещению особу романтичность. Для этого используются подсвечники и канделябры со свечками. Люстры вошли в моду именно в эпоху барокко. Ни одно помещение дворцового типа не обходятся без хрустальной люстры.
Рококо
(XVIII век)
Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. В наследство от предыдущего столетия XVIII век получает особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций — от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо — лишь изысканно тонких, изящных. Символ – декоративный элемент – «рокайль».
Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. В светских домах мебель стала расставляться определёнными группками (обычно — стол, диван и несколько стульев), создавая эдакие «центры тяготения» для собравшегося общества. Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций (архитектоничности), симметрии и прямых линий. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы.
В декоративном убранстве мебели стиля рококо резьба по дереву занимает очень скромное место. Её заменяют бронзовые накладки, преимущество которых ещё и в том, что ими удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности предметов. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывалась цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золочёной резьбой.
Классицизм
(XVII – XIX вв.)
Классицизм подходит для основательных и консервативных людей. Для этого стиля характерны элементы античной архитектуры, солидность и даже некоторая тяжеловесность. В современном интерьере классический стиль может комбинироваться с другими стилями, образуя новые замечательные варианты.
Психологи считают, что такой стиль, как правило, предпочитают люди, требовательные к себе и окружающим. Такие люди наверняка сдержанны, серьезны, слегка консервативны, любят точность и порядок (и, что самое главное, не только любят, но и соблюдают сами).
Отличительные черты данного стиля — симметричность и точность, поэтому в данном случае очень хорошо будут смотреться, например, небольшие гравюры или картины одинакового размера, симметрично развешанные на стенах. Цветовую гамму для такого жилища нужно подбирать осторожно, избегая резких, смелых, кричащих красок. Подойдут спокойные, нейтральные, но при этом теплые тона, все оттенки коричневого, песочный, оливковый. Обои и ковры предпочтительны однотонные или с неброским рисунком, чтобы не нарушать целостность пространства. Для такого интерьера выберите элегантную строгую мебель без легкомысленных завитушек. Главное в оформлении света — классичность форм ламп. Окна лучше занавешивать шторами, так как жалюзи нарушают стилевую гармоничность интерьера. Хорош будет всем известный способ драпировки окна: легкие дневные занавеси (тюль), а поверх плотные ночные шторы, например, из бархата
Ампир
(empire – имперский)
(вторая половина XVIII – начало XIX вв.)
В эпоху наполеоновской империи классицизм перерождается в официальный, насаждаемый сверху стиль Ампир.
В этом стиле все призвано показать роскошь: богатые тяжелые драпировки, украшения из металла, на стенах — старинные гравюры, чеканки или картины в красивых рамах. Дизайн в стиле ампир отличается тяжеловесностью, четкостью форм и замысловатостью отделки. Обои можно заменить тканью и тканью же обтянуть абажуры всех ламп в комнате.
Лучше отдать предпочтение мебели темного цвета (черного, цвета каштана или красного дерева). И пусть она будет приземистой — вообще всего высокого в комнатах, выполненных в стиле ампир, лучше избегать. Кресла, например, предпочтительнее с низкой спинкой, широкие, мягкие. Кстати, комоды, входящие снова в моду, свойственны именно этому стилю. В такой комнате также уместны кожаная мебель и массивные напольные светильники с плафонами из ткани.
Преобладающие цвета: насыщенные цвета – зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.
В наборе декоративных элементов отразился воинственный дух эпохи походов и завоеваний: всевозможное оружие (копья, мечи, щиты), трофеи, факелы, лавровые венки, часто повторяющаяся буква «N» (инициал Наполеона), рог изобилия.
Эклектика (историзм)
(первая половина XIX в)
Механическое соединение различных стилей либо использование стилевых форм одной эпохи в качестве формального языка искусства другой, более поздней эпохи и составляет сущность эклектики. Поскольку элементы заимствуются из прошедших исторических стилей, то существует термин историзм.
Модерн
(конец XIX – начало XX вв.)
XIX век – «Золотой век» капиталистической индустрии и торговли закончился. В конце века засилье «новых стилей» привело к тому, что квартиры зажиточных горожан превратились в подобие «свалки стилей». Растущий темп новой деловой жизни; открытия в науке (открытие микроскопа, кино и фотоаппарата) и технике (автомобилей, применение лифтов, холодильных камер-комнат); изобретение новейших материалов и конструкций (железобетон, металлические каркасы, сборные конструкции) и т.п. привели к поискам и находкам объединяющего характера, в-первую очередь в декоративно-прикладном искусстве. Новое движение в Австрии получило свое название от мюнхенской организации – Сецессион (уход, отделение); в Германии – Югендстиль (молодой); во Франции – Ар нуво, в Англии и России – Модерн (современный); в Италии – Либерти или Флореале.
Источниками, питавшими причудливый мир форм модерна, были с одной стороны – фигурно-орнаментальные мотивы крито-микенской культуры, с другой – архитектура, прикладное искусство, неповторимая по тонкости графика Японии. Отсюда два направления: классическое (конструктивное) и декоративное (капризные формы и контуры, взятые из природы). Символом последнего стал декоративный элемент, известный под названием «Удар бича» (стилизованная форма извивающегося стебля цветка цикламена).
Лозунг: «Назад к природе».
Стилевое единство всех элементов построения и декорирования интерьеров и свободная планировка внутреннего убранства, связанная только с требованиями заказчика. Интерьер стиля модерн строился на полном неприятии прежних архитектурных принципов оформления пространства. Стены помещений покрываются не образующими никакой закономерности причудливыми, ассиметричными, капризно извивающимися линиями. Стилизованный растительный орнамент лежит в основе декоративного убранства.